П.Г.Сметанников

Научные основы профилактики неврозов у детей

В настоящее время (как у нас, так и за рубежом) значительный удельный вес неврозов в общей массе психических заболеваний продолжает возрастать. Эта тенденция особенно определенна в отношении неврозов у детей (Г.К.Ушаков, Н.М. Жариков, В.В.Ковалев и др.). Среди различных причин, порождающих эту неблагоприятную тенденцию, выделяются две главные: семейная психотравматизация (конфликты родителей, разводы, неполные семьи и т.п.) и переутомление детей в начальных классах школы вследствие неадекватности учебных программ и издержек школьного режима. В настоящее время, в связи с переходом нашей школы на более раннее (с шестилетнего возраста) обучение детей, проблема эта приобретает еще большую остроту.
Возникает вопрос, готовы ли эти дети по своему психическому развитию, по зрелости их нервной системы к обучению в школе. Чисто эмпирический подход (с позиции «здравого смысла»), основывающийся только на том, что дети шести лет понимают предлагаемый им учебный материал, вряд ли здесь может быть принят. Прежде всего, потому, что определенная сложность нервной конструкции – о чём свидетельствует понимание ребёнком материала – еще не подразумевает достаточный «запас прочности» её, без которого включение ребенка в школьную рабочую нагрузку чревато срывом высшей нервной деятельности, т.е. развитием невроза.
Правильное разрешение этого важного вопроса возможно только с естественнонаучных, нейрофизиологических позиций. Критериями же уровня зрелости высшей нервной, психологической деятельности шестилеток могут служить состояние замыкательной функции коры, предел работоспособности корковых клеток, степень выраженности внутреннего торможения и уровень аналитико-синтетической деятельности мозговой коры. Как же отвечают имеющиеся в нашей литературе данные на вопрос о степени психической зрелости детей шестилеток, если ориентироваться на 4 указанные основные критерия высшей нервной деятельности? Столь важный вопрос был предметом углубленного научного исследования коллектива А.Г.Иванова - Смоленского сначала (1940 г.) в Ленинграде, а позднее (70-е годы прошлого века) в Институте Высшей Нервной Деятельности АН СССР в Москве.
Как показали проведенные рядом авторов экспериментальные исследования, у детей-шестилеток двигательные условные рефлексы образуются быстро, но оказываются хрупкими, непрочными и сопровождаются интерсигнальными реакциями, что свидетельствует о слабости, несовершенстве замыкательной функции коры – творческой функции приобретения новых знаний и навыков (Р. М. Пэн, М. А. Невская, Н. И. Козин). В этих (и других) исследованиях было установлено, что в одном опыте лишь небольшое число раздражителей способно вызвать адекватные условные реакции, за пределами которого наблюдалось прогрессирующее возрастание их скрытого периода, снижение величины и полное их выпадение, т.е. вмешательство запредельного торможения, свидетельствующее о малой выносливости корковых клеток и о низком пределе их работоспособности.
Систематическому исследованию замыкательной функции коры, уровня коркового анализа и синтеза и состояния внутреннего торможения у детей в возрасте 6 лет, 8 и 10 лет посвящены работы А. Г. Иванова - Смоленского и его сотрудников в 40-х – 70-х годах прошлого века главным образом по методике речевого подкрепления. В работах Р. М. Пэн и М. А. Невской на большой группе (100 человек) детей 6-ти лет было показано, что двигательные условные рефлексы на электрозвонок возникают с большой задержкой: сначала латентный период его был равен 0,7 сек., но уже после 20-го предъявления этого раздражителя сила рефлекса падает, а латентный период возрастает вплоть до 3 секунд. На 23-24-й пробах условная реакция совсем выпадает, и приходилось прекращать данный опыт. Авторы воспроизводят здесь положение И. П. Павлова по поводу подобных результатов исследования высшей нервной деятельности: резкое падение величины условной реакции или полное её отсутствие к концу опыта свидетельствует об истощаемости корковых клеток, о быстро развивающемся запредельном торможении. Резюмируя данные исследования группы 6-леток, авторы отмечают:
1) Условная связь образуется быстро;
2) Эта условная связь оказывается неустойчивой и непрочной;
3) Величина условной реакции к концу опыта прогрессивно падает, что свидетельствует о легкой истощаемости корковых клеток и о развитии запредельного торможения.
Из этого вытекает, что у детей 6-летнего возраста возможности усвоения нового, познавательного материала и сохранения его в сознании резко ослаблены.

Продолжение читайте на страницах журнала.
Так же электронную версию статьи можно приобрести.


"Невский целитель" XII/2011

Содержание Главная
Hosted by uCoz